Авторизация

Авторизация

Тестирование дальности связи радиостанций

Маршрут тестирования раций №1
Маршрут тестирования раций №1
(использованы карты OpenStreetMap)

Самый первый вопрос, который интересует покупателя портативной радиостанции – это вопрос дальности связи. Зная технические характеристики аппарата и хотя бы в общих чертах физику распространения радиоволн, уже можно делать выводы о дальности связи рации в тех или иных условиях, однако это остается лишь ничем не подкрепленной теорией. Именно поэтому нами было проведено тестирование дальности связи радиостанций в полевых условиях на частоте 433 МГц.

В испытании принимали участие рации профессиональной категории или относимые производителем к таковой, а именно: Аргут А-23 new, RIXOTEL R-55 PROFI, VECTOR VT-44H и VERTEX VX-231. Тестирование дальности связи радиостанций проводилось в условиях открытой местности и лесного массива. В качестве полигона первого типа были выбраны окрестности города Челябинска, а именно участок трассы между поселками Есаульский и Долгодеревенское (см. маршрут №1).

Тестирование дальности связи радиостанции осуществлялось как с использованием штатных антенн, так и внешних антенн Anli WH-14M. Они были установлены на крыши двух легковых автомобилей, предварительный замер показал приемлемые значения КСВ (1.4 и 1.5). Второй площадкой стал Шершневский бор, отличающийся плотной растительностью (см. маршрут №2). В этом случае использовались только штатные портативные антенны. Маршрут был поделен на несколько контрольных точек, из которых корреспонденты и выходили на связь. Для большей точности сравнения результатов тестирования дальности связи, радиостанции работали на максимальной громкости.

В окрестностях Челябинска первая контрольная связь производилась на отрезке между точками «A» и «С». Расстояние составило примерно 5,1 км. По характеру местности точка «А» располагалась в низине, поэтому при нахождении внутри салона автомобиля все рации показали неудовлетворительный результат: сказался экранирующий эффект металлического кузова и рельеф местности. Присутствовало большое количество шумов и помех, разборчивость была низкой и все рации не обеспечивали качественную связь. При этом использование внешних антенн не принесло каких-либо существенных улучшений.

Изменения ситуации удалось достичь, используя штатные антенны раций, но находясь вне автомобилей. Все рации показали приемлемые результаты качества связи. При этом рация VERTEX VX-231 звучала звонко, с характерной насыщенной высокочастотной составляющей, при которой отчетливо слышно не только голос собеседника, но и всевозможные шумы. Несколько лучше проявила себя рация VECTOR VT-44H с помехами на грани комфортного общения. У рации Аргут А-23 new, несмотря на схожий уровень помех, звук получился приглушенным и бубнящим. Отличные результаты показала рация RIXOTEL R-55 PROFI. Менее выраженные шумы способствовали хорошей разборчивости, поэтому на данном этапе она получила высокие оценки.

Следующая контрольная связь была произведена на отрезке «C-D» с расстоянием между корреспондентами около 1,4 км. Видимость была практически прямой, поэтому тестирование было решено провести только из автомобилей, разделив тестирование на два варианта: с внешними антеннами и без таковых. В первом варианте все рации показали хорошие результаты дальности связи. У радиостанции Аргут А-23 new звук получился глуховатым и бубнящим. «Звонкая» рация VERTEX VX-231 на полной громкости доставляла некоторый дискомфорт и поэтому получила заниженные оценки. Больше всех порадовали RIXOTEL R-55 PROFI и VECTOR VT-44H - голос передавался максимально естественно.

После перехода на штатные антенны раций качество связи незначительно снизилось. Возросло количество шумов и помех и неприятнее всего это отразилось на VERTEX VX-231 – высокочастотная составляющая придавала голосу неприятный окрас. Звук Аргут А-23, как и прошлый раз, был глуховат, а рации VECTOR VT-44H и RIXOTEL R-55 PROFI снова показали лучшие результаты.


Портативные рации на тестировании

После этого один корреспондент остался стоять в точке «С», а другой переместился в точку «Е», таким образом, расстояние между ними увеличилось до 4,8 км. Тестирование дальности связи проводилось только со штатными антеннами вне салона автомобиля. Все рации в данном случае показали хороший результат. Аргут А-23 new по традиции отличался глуховатым звучанием и при этом принимал некоторое количество акустических помех от проезжающих мимо автомобилей. VERTEX VX-231 сильнее передавал посторонние звуки - сказался излишне чувствительный микрофон, что вкупе с ВЧ-окраской голоса давало не особо приятный эффект. Тем не менее, разборчивость речи была хорошей, и разговор можно было поддерживать без особых проблем. Наряду с ростом расстояния у рации VECTOR VT-44H возросло количество шумов. При этом существенно снизилась разборчивость речи. Самая качественная связь оказалось у рации RIXOTEL R-55 PROFI — помех стало больше, по сравнению с предыдущей контрольной связью, но при этом практически не пострадала разборчивость речи.

Последний сеанс связи был произведен на отрезке между точками «C» и «F», что соответствует расстоянию примерно в 7 км. Связь между корреспондентами также проводилась с использованием штатных портативных антенн и вне автомобилей. Аргут А-23 new выдал терпимое качество связи, приходилось подбирать оптимальное положение рации в пространстве для повышения разборчивости. Наблюдались изрядные шумы и периодические «затыкания» и пропадания собеседника (некорректная работа шумоподавителя – приходилось даже отключать его совсем). VERTEX VX-231 показал себя лучше, но ВЧ-окрашенный звук рации негативно влиял на общую картину восприятия речи - некоторые фразы сливались с шумами, их было непросто разобрать. Рация VECTOR VT-44H показала результат немного лучше, чем VERTEX VX-231. Радиостанция RIXOTEL R-55 PROFI снова оказалась лидером, обеспечив хорошее качество звука с наименьшим уровнем помех, шумов и искажений голоса. На данном этапе тестирования уже можно сделать выводы о дальности связи между портативными радиостанциями. Предельное расстояние радиосвязи наиболее сильно зависит от рельефа местности и от перепада высот и может сократиться в 2-3 раза по сравнению с дальностью связи на открытой местности. При этом использование коротких внешних антенн не всегда дает ощутимый положительный результат. А различное исполнение звуковоспроизводящего тракта раций оказало серьезное влияние на комфортность общения.

Маршрут тестирования раций №2
Маршрут тестирования раций №2
(использованы карты OpenStreetMap)

Второй этап тестирования дальности связи радиостанций проходил в условиях леса. Маршрут был также поделен на несколько контрольных точек, из которых корреспонденты и выходили на связь. В качестве исходной точки был взят вход в лесопарк со стороны ТРК «Родник» (на карте точка обозначена буквой «E»). Один корреспондент двигался на запад вдоль детской железной дороги к точке «A», а второй – по просеке на юг к точке «I», в сторону лыжной базы. Для большей точности сравнения все рации работали на максимальной громкости.

Первый сеанс связи производился на прямой, связывающей точки «D» и «F». Расстояние между точками составило примерно 600 метров, поэтому все рации показали отличный результат. Разборчивость речи была отличной, а громкость более, чем достаточной. Присутствовали почти незаметные шумы (в основном при движении), которые совершенно не препятствовали восприятию информации. На данном расстоянии основная разница между станциями ощущалась именно в качестве модуляции, естественности передачи тембра голоса собеседника. Меньше всего в этом плане порадовал Аргут А-23 new – рация выдавала недостаточно громкий, глуховатый, бубнящий звук, который искажал голос собеседника. Рация VERTEX VX-231 звучала громко, отчетливо, с характерной насыщенной высокочастотной составляющей (что впоследствии сыграло с ней злую шутку). Самый естественный и приятный тон «получился» у RIXOTEL R-55 PROFI – рация передавала голос собеседника громко, натурально, без окрасок и искажений. Звук рации VECTOR VT-44H по тону был звонче, чем у рации RIXOTEL, но глуше, чем у рации VERTEX, а по громкости сравним с рацией Аргут А-23 new.

Следующая контрольная связь была сделана на прямой, соединяющей точки «C» и «H», при этом расстояние между корреспондентами увеличилось почти до 1,5 км. Ощутимо возросло количество шумов, упала общая разборчивость голоса, при этом громкость упала незначительно. Хуже всех опять показал себя Аргут А-23 new. Рация изрядно шумела, при этом наблюдались периодические «затыкания» и пропадания собеседника (некорректная работа шумоподавителя – приходилось даже отключать его совсем). Разборчивость речи оставляла желать лучшего, приходилось напрягаться и «достраивать» общую картину разговора в голове. Также присутствовали так называемые «замирания» сигнала – плавное пропадание и появление собеседника в эфире. Справедливости ради отметим, что данный недостаток свойственен всем рациям и связан с особенностями распространения радиоволн в данном диапазоне частот. Замирания эти увеличиваются с ростом расстояния, поэтому корреспондентам приходилось принимать статичное положение, чтобы достичь оптимального качества связи.


Портативные рации на тестировании

Качество связи у раций VERTEX VX-231 и VECTOR VT-44H тоже ухудшилось. Количество шумов изрядно возросло, особенно у рации VERTEX - ее ВЧ-окрашенный звук негативно повлиял на общую картину восприятия речи. Некоторые фразы сливались с шумами, их было непросто разобрать. VECTOR звучал тише, зато не так сильно резал слух как VERTEX.

Лидером тестирования снова оказался RIXOTEL R-55 PROFI. Самое приятное, что мы ощутили при переходе на эту рацию – это почти не увеличилось количество шумов и почти не пострадала разборчивость речи. После сильно шипящих раций VERTEX, Аргут и Vector - звук рации RIXOTEL R-55 PROFI стал настоящим бальзамом для ушей. Конечно, шумы присутствовали и на этом аппарате, но они были не настолько значимыми, чтобы препятствовать комфортному общению в эфире.

Последний сеанс связи был произведен между точками «B» и «I», при этом расстояние между корреспондентами составило примерно 2,2 км. На данном расстоянии Аргут А-23 new и VECTOR VT-44H были вынуждены сойти с дистанции, т.к. рации категорически отказывались хотя бы относительно вменяемо работать. Даже при отключенном шумоподавителе в эфире присутствовали практически одни шумы и помехи. Временами сквозь них прорывался слабый голос собеседника, но разобрать что-либо было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от их дальнейшего тестирования.

VERTEX VX-231 проявил себя немного лучше. Сильные шумы и помехи мешали нормальному восприятию речи, разборчивость была крайне низкой. Понять, о чем говорит собеседник, было очень сложно. Дополнительное неудобство создавали замирания сигнала и уже упоминавшийся ВЧ окрас голоса. Приходилось подбирать положение и находиться в нем неподвижно, также пришлось отключить шумоподавитель - только такими методами удалось добиться наличия связи.

Как и в предыдущей точке, наиболее уверенную и качественную связь получилось осуществить с помощью рации RIXOTEL R-55 PROFI. Уровень шумов был также значительным, и наблюдались замирания, однако при этом был также достаточно высок и уровень полезного сигнала, что позволяло более-менее отчетливо и с приемлемой громкостью слышать собеседника. При этом тон голоса продолжал оставаться приближенным к естественному.

Расходиться на большее расстояние мы не стали, так как уже на расстоянии в 2,2 км было понятно, что со штатными антеннами большей дальности связи радиостанции в густом лесу добиться будет невозможно даже на VERTEX VX-231 и RIXOTEL R-55 PROFI. Применяя удлиненные антенны, вроде Nagoya NA-771, конечно, можно было добиться лучших результатов, но нашей целью была проверка дальности и качества связи рации именно со штатными антеннами, поэтому на данном этапе мы её закончили.

Зачастую производители радиостанций небрежно относятся к указанию такой характеристики, как полный вес снаряженной рации - т. е. вместе с установленными штатным аккумулятором, антенной и клипсой. В руководстве по эксплуатации или на официальном сайте производителя чаще всего указан параметр "вес", но не несущий какой-либо конкретики. Полный ли это вес снаряженной рации или это вес рации без аккумулятора и антенны – остается только гадать. Тем не менее, вес полностью снаряженной и готовой к эксплуатации рации имеет важное (порой - даже ключевое) значение для конечного пользователя. Поэтому, в рамках проведенного тестирования, мы решили взвесить снаряженные и готовые к эксплуатации рации - в сборе со штатными аккумулятором, антенной и клипсой. По результатам взвешивания самой легкой среди тестируемых радиостанций оказалась VECTOR VT-44H - её вес составляет 220 гр. Далее следуют Аргут А-23 new - 252 гр. и RIXOTEL R-55 PROFI - 274 гр. Самая тяжелая радиостанция VERTEX VX-231 имеет вес 360 гр. (с аккумулятором FNB-V106 Ni-MH).

Выводы. Проведенный нами полевой эксперимент показал, что у каждой рации есть свои плюсы и минусы, и что каждая имеет свою сферу применения. В целом мы получили неплохие результаты дальности связи на 433 МГц.

К плюсам Аргут-А23 new, прежде всего, относятся относительная компактность, небольшой вес и высокая автономность. Она обусловлена сочетанием аккумулятора высокой емкости в 2200 мАч и сниженной до 4 Вт мощностью передатчика. Также автономности способствует возможность использования специальных кейсов для питания рации от обычных батареек формата ААА. Разъем гарнитуры формата «Кенвуд» также можно записать в плюсы радиостанции Аргут. Так как ассортимент гарнитур с данным типом разъема очень широк, и включает в себя как бюджетные, так и серьезные высококачественные гарнитуры.

Минусы Аргут-А23 new – это глухой бубнящий звук, невысокая дальность связи радиостанции и слабая помехозащищенность. Это своеобразная плата за её конструктивное упрощение – в ней используется приемник прямого преобразования, а не супергетеродин. Так же стоит отметить не самый высокий класс защиты рации (IP-54), что не позволяет рекомендовать ее использование в жестких условиях эксплуатации. Таким образом, основные сферы применения Аргут-А23 new – это полупрофессиональное и любительское использование на ограниченной территории, использование вдали от цивилизации ввиду высокой автономности рации, например, туризм или охота. При этом следует помнить, что в условиях густого леса уже на расстоянии в 1,5 км рация показывает весьма посредственный результат.

Плюсами радиостанции VECTOR VT-44H являются эргономичная компоновка органов управления, небольшой вес и качественный корпус. Переключение каналов осуществляется при помощи двух кнопок, а выбранный канал отображается на ЖК-дисплее с подсветкой. Такое решение позволило увеличить число каналов до 77 (69 LPD + 8 PMR) без необходимости программирования рации с компьютера. Разъем гарнитуры формата «Кенвуд» также стоит записать в плюсы радиостанции VECTOR.

Минусы VECTOR VT-44H – невысокая емкость Li-Ion аккумулятора составляющая 1500 мА/ч, а также небольшой динамик. Звук у радиостанции по громкости сравним с Аргут, но не имеет выраженного бубнящего оттенка. Данная радиостанция не показала впечатляющей дальности связи, поэтому её можно рекомендовать работникам городских предприятий – на стройках, службам охраны и т.д.

К плюсам VERTEX VX-231 в первую очередь следует отнести самую высокую морозостойкость (преимущество Ni-Mh аккумулятора), высокую прочность и пылевлагозащищенность, высокую мощность передатчика (5 Вт) и громкий звук. Определенным плюсом также можно назвать удобство работы с рацией в перчатках, чему способствуют форма и «отзывчивость» кнопки PTT.

Минусы VERTEX VX-231 - большой вес с Ni-Mh АКБ (это плата за морозостойкость), большие габариты (не во всякую руку ляжет), высокая цена, не самая высокая дальность связи (уступает рации RIXOTEL R-55 PROFI), невысокая автономность с Ni-Mh АКБ (это тоже плата за морозостойкость). Особенностью данной рации является фирменный стандарт разъема под гарнитуру - на поиски подходящей гарнитуры может уйти больше времени и стоить она будет недешево. Еще одним минусом является специфическая окраска звука – он насыщен ВЧ-составляющими, что в условиях сильных помех приводит к заметному ухудшению восприятия речи.

Основные сферы применения VERTEX VX-231 лежат там, где нужна самая высокая морозостойкость и прочность рации. Это эксплуатация в цехах, на производстве (на ограниченной территории), в районах крайнего севера при экстремально низких температурах (буровые и строительные площадки). Важно помнить о необходимости обеспечить регулярную зарядку аккумулятора рации, при этом следует придерживаться правил эксплуатации Ni-Mh аккумуляторов.

RIXOTEL R-55 PROFI, показавшая лучший результат по дальности связи, также имеет свои плюсы и минусы. Среди первых явно выделяются высокий класс защиты (IP-66), что обеспечивает высокую прочность и пылевлагозащищенность аппарата. Как уже было сказано выше, данная модель показала самую высокую дальность связи на 433 МГц. Во многом это обусловлено тем, что приемник рации построен по схеме супергетеродина с двойным преобразованием частоты. Также к плюсам явно относятся громкий, разборчивый, наиболее сбалансированный по частотным характеристикам звук , и как следствие – наилучшая разборчивость голоса на предельных дистанциях связи. Также плюсами являются - малое количество шумов, хорошая автономность, хорошая эргономика, средний вес, привлекательная для станции данного уровня цена. Немаловажный плюс – разъем под гарнитуру стандарта «Кенвуд», что дает богатый выбор в приобретении аксессуаров для рации.

К минусам RIXOTEL R-55 PROFI можно отнести, пожалуй, лишь Li-Ion аккумулятор, уступающий Ni-Mh в продолжительности работы на морозе, да и то условно, ведь спрятать рацию под одежду в большинстве случаев не составит труда. Именно поэтому по совокупности параметров, а также по соотношению цена/качество она справедливо становится победителем нашего тестирования дальности связи радиостанций.

Сферы применения RIXOTEL R-55 PROFI широки. Этот аппарат – универсальное многопрофильное решение высоко качества, благодаря своей демократичной цене охватывает широкий круг пользователей и подходит для многих задач - охрана, производство, строительство, туризм, охота и т.д. Важно отметить, что при схожей (или даже меньшей) цене в сравнении со многими конкурентами - рация RIXOTEL R-55 PROFI существенно выигрывает у них в качестве.

 

 

Портативные рации можно приобрести в наших магазинах в Челябинске и Магнитогорске, а также купить с доставкой в города России. Компания РеалРадио осуществляет доставку раций и радиооборудования транспортными компаниями, а также Почтой России наложенным платежом в города:
Анапа, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Белогорск, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Волжск, Волжский, Вологда, Воронеж, Димитровград, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Миасс, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Нижневартовск, Новый Уренгой, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Подольск, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Чебоксары, Череповец, Чита, Шахты, Энгельс, Якутск, Южно-Сахалинск, Ярославль.

Перечень городов, в которые производится доставка портативных раций, постоянно пополняется.

Также мы осуществляем доставку портативных раций транспортной компанией Деловые линии в следующие города: Абакан, Адлер, Братск, Бугульма, Владивосток, Волгодонск, Дзержинск, Забайкальск, Иркутск, Новомосковск, Улан-Удэ, Ухта, Хабаровск.
В города Армавир, Буденновск, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нижнекамск, Пятигорск, Северодвинск, Сызрань - компанией ПЭК. В города Березники, Нефтеюганск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск - компанией Экспресс-Авто. В города Альметьевск, Ачинск, Ишимбай, Кипарисово, Комсомольск на Амуре, Лабытнанги, Нерюнгри, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Усть-Илимск - компанией ЖелДорЭкспедиция.

В города Белоярский, Белорецк, Верхняя Салда, Глазов, Губкинский, Каменск-Уральский, Качканар, Коротчаево, Красноуральск, Кунгур, Кушва, Лангепас, Невьянск, Приобье, Радужный, Салават, Стрежевой, Туймазы, Урай, Междуреченский, Надым, Озерск, Пионерский, Пуровск, Бузулук, Пелым, Покачи, Прокопьевск, Пурпе, Югорск, Северск, Серов, Сибай, Соликамск, Сухой лог, Чайковский, Чусовой, Октябрьский, Симферополь, Тобольск, Ишим, Когалым, Шадринск, Нягань, Сарапул, Южноуральск - компанией КИТ.

Доставка портативных радиостанций возможна в любые населенные пункты Почтой России наложенным платежом или EMS Почтой, например: Алапаевск, Артёмовский, Асбест, Балаково, Берёзовский, Богданович, Верхняя Пышма, Заречный, Ивдель, Ирбит, Камышлов, Карпинск, Кировград, Краснотурьинск, Красноуфимск, Лесной, Нижняя Салда, Нижняя Тура, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Североуральск, Сысерть, Щелкун, Тавда, Верещагино, Нытва, Лысьва, Красновишерск, Александровск, Краснокамск, Очёр, Полазна, Чернушка, Горнозаводск, Добрянка, Гремячинск, Кудымкар, Губаха, Яйва, Викулово, Ярково, Нижняя Тавда, Ялуторовск, Казанское, Боровский, Ромашево, Голышманово, Тарманы, Винзили, Большое Сорокино, Богандинский, Упорово, Уральск, Омутинское, Бердюжье, Абатское, Антипино, Исетское, Туртасе, Норильск, Салехард, Воркута, Воткинск.

Узнать подробнее о доставке...

Компания РеалРадио следит за новинками в области радиосвязи и рада предложить самые современные средства связи для выполнения любых задач. Профессиональная радиосвязь – наша специализация!